Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Осень

Опубликовано 28.10.2016

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по ознакомлению с природой.

Форма проведения: «КВН»
Интеграция образовательных областей:
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
- Социально – коммуникативное развитие

Цель: Продолжать работу над формированием у детей представлений о сезонных изменениях в живой и неживой природе.

Задачи:

I.    Образовательные
1)    Актуализировать знания детей об осенних изменениях в природе. Уточнить их представления о зимующих и перелетных птицах.
2)    Дать возможность применить имеющиеся знания и представления на практике (в игре «КВН»)

II.    Развивающие
1)    Формировать у детей умение устанавливать причинно-следственные связи между наступлением осеннего сезона и изменениями в жизни животных и птиц.
2)    Развивать мышление, внимание, память, воображение.
3)    Продолжить работу над развитием связной (объяснительной) речи.

III.    Воспитательные:
1)    Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к природе.

Предварительная работа:
- Наблюдения осенних изменений в природе в ходе прогулок.
- Рассматривание иллюстраций, фотографий на темы осени.
- Ознакомление детей с репродукциями картин И. Левитана, И. Остроухова «Золотая осень» и др.
- Чтение литературных произведений: «Как птицы и звери к зиме готовятся» Г. Снегирева, «Осень» Т. Скребицкого, «Листопадничек» Соколова – Микитова, «Медведь в лесу» Л. Квитко, «Листопад» И. Бунина и др.
Материалы к ООД: картинки с изображением осеннего пейзажа, картинки с изображением зимующих и перелетных птиц, разрезанные картинки, фишки, эмблемы команд.

Ход занятия
Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение К. Бальмонта:
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
И деревья блистают
В разноцветном уборе.

- Ребята, как вы думаете, о каком времени года идет речь? (Ответы детей).
- Почему вы так решили? (Стаи птиц, улетают, стали дни холоднее).
- Как вы понимаете слова – деревья блистают в разноцветном уборе? (Листья разного цвета на деревьях).
Вы правильно догадались и правильно сказали, все это подходит к осени.
Сегодня наши дети Катя и Семен, тоже подготовили нам стихи.
Катя. Прочти нам стишок:

-Улетели птицы разные,
Смолк их звонкий перепев.
Мы, грибочки, осень празднуем
Бусы разные надев!

Теперь Семен нам прочитает свой стишок:

-Листья мы зеленые,
С липы мы и с клена мы.
Мы на веточках сидели,
А теперь мы пожелтели.

Какие хорошие стихи!  Пока вы читали стихи, мне в голову пришла одна интересная идея. Давайте сейчас мы с вами поиграем в КВН? Вы не против?
Вы разделитесь на две команды и будете соревноваться между собой. А за правильные ответы, я буду вам давать фишки. В конце игры мы посмотрим и сравним у кого фишек больше.

Игра наша будет посвящена времени года – осень. Давайте с вами решим, кто будет у нас капитанами? (Предложения детей)
А может быть в одной команде капитаном будет Катя, а в другой Семен? Вы согласны? (Ответы детей).
Как же мы назовем ваши команды? (Ответы детей)
Очень хорошие предложения. Но может быть, так как Катя читала нам стихотворение про грибочки, а Семен про листочки, то назовем ваши команды «Осенние грибочки» и «Осенние листочки»? Вы согласны?

Давайте разделимся на команды. (Если делятся не поровну, то спросить, что нужно сделать для того, чтобы уравнять команды?). Молодцы. Теперь вас поровну. Я вручу вам сейчас эмблемы команд. (Вручаю эмблемы)
Давайте начнем нашу игру.

Стук в дверь.
-Ребята, посмотрите, кто к нам пришел? Как вы думаете, кто это?
Правильно, это Лесовичок!
Лесовичок говорит мне, что он пришел к нам в гости не с пустыми руками. Посмотрите, что это у него в руках? Да это же почтовая сумка! А в ней лежат письма.
-Для кого эта почта, Лесовичок?
Он говорит, что это все для нас. Лесовичок говорит, что мы должны сами угадать от кого письма. (Достаю конверты)
Посмотрите, какой красивый конверт. (Конверт оранжевого цвета)
Читаю загадку

Я – лесная красавица. У меня хитренькая мордочка, умные глазки и очень красивый шелковистый рыжевато-оранжевый мех, белая грудка и длинный пушистый хвост. Люблю я полакомиться зайчатинкой, но могу съесть и маленькую мышку. Моё жилье – нора.
-Как вы догадались? Почему ы так решили? Правильно, от лисы. А в конверте письмо загадка от лисы.

Слушайте внимательно.

-Пришла я на пруд. Сколько разноцветных корабликов сегодня на пруду: желтые, оранжевые, красные! Все они прилетели сюда по воздуху. Прилетит кораблик, опустится на воду и тотчас поплывет. Много еще прилетит их сегодня и завтра и послезавтра. А потом кораблики больше не будут прилетать сюда и пруд замерзнет.

Расскажите, что это за кораблики плавают на пруду? В какое время года бывают такие кораблики?
-Дети, как вы думаете, что это за кораблики? Почему вы так решили?
Молодцы. Вы очень догадливые. Это осенние листочки.
-Лесовичок, дети правильно отгадали загадку, которую прислала нам лиса.
Я думаю, что они заслужили награду – фишки  (Даю каждой команде по фишке).
- У Лесовичка в сумке еще конверт, послушайте загадки и отгадайте от кого это письмо? (Читаю загадку).

Живу в лесу, зимой и летом. Летом ем ягоды, грибы, люблю сладкий мед. У меня очень телая шуба, когда я зимой сплю в своей берлоге, то мне совсем не холодно.

Как вы думаете, от кого это письмо? Как вы догадались? Правильно, это медведь. Давайте я вам его (письмо) прочитаю, а вы слушайте внимательно эту загадку.

Каждый по –своему готовится к зиме. Прыгает непоседа белка. Собирает орехи, желуди, рассовывает их по дуплам, по древесным щелкам, а если найдет на земле грибок, сорвет его и повесит сушить на дереве – зимой ей это очень пригодится. Целый день работает белка и все посматривает на соседа – старого ежа, который к осени ленивая. Неповоротливым стал, мало бегает по лесу, не ловит мышей, заберется в сухие листья, да дремлет.
«Что-то ты еж, совсем разленился? – спрашивает белка.
-Почему к зиме не готовишься, еды не запасаешь? Зимой есть нечего будет.»
Рассмеялся еж и что – то тихо сказал белке, так тихо, что я не расслышала…
Что еж сказал белке? Почему засмеялся, услышав ее вопрос? (Несколько ответов детей)
-Правильно. Еж не делает запасы, так как он зимой спит. Молодцы, вы правильно говорите. Мне кажется, что по фишке, вы честно заработали (Даю по фишке).

Лесовичок говорит, что у него есть еще для нас конверт, давайте угадаем, от кого же он? (Читаю загадки).

Я лесной житель. Шубка моя летом серого цвета, а зимой белая. Мои длинные уши и короткий хвостик очень помогает мне в моей жизни. Люблю я кушать морковку и капусту, а еще меня очень любят дети.

-Как вы догадались? Почему так решили? Правильно. Это заяц!
В письме очень много загадок, и вы их сейчас отгадаете?

 
Рыже – огненный комочек
С хвостиком, как парашют,
По деревьям быстро скачет,
Был он там
Теперь он тут.
Быстрый он, как стрелочка,
Так ведь это …
(Белочка)

По тропинке в лесу,
Я большое яблоко несу,
На иголки я похож,
Звать меня конечно ….
(Еж)

Рыжая плутовка,
Спряталась под елкой.
Зайца ждет хитрюга та,
Как зовут ее….?
(Лиса)


За горами, за полями,
За дремучими лесами,
Хищник-ворище,
Ночами рыщет.
Добычу ищет.
Зубами – щелк,
Кто это…?
(Волк)

Летом сер, зимою бел,
По характеру не смел,
По полянам скачет ловко,
Любит сочную морковку.
(Заяц)
 
Умнички, вы справились отлично (Даю фишки).

-Давайте поиграем в игру, которая называется «Что бывает осенью». Вставайте в круг. Мы будем передавать по кругу грибок и у кого он окажется, тот должен назвать один из признаков осени.
-    Солнце светит, но мало греет
-    Дни становятся короче, а ночи длиннее
-    Часто на небе тучи.
-    Ветер становится холодным, звери готовятся к зиме (делают запасы, впадают в спячку)
-    Листья желтеют и опадают.
-    Птицы улетают в теплые края (т.к. кушать нечего, стало холодно).
Все правильно! Как много вы знаете об осени.

А сейчас я вам предлагаю, давайте проведем конкурс капитанов?
Мы предложим им задания. Капитану «Грибочков» - отобрать перелетных птиц, а капитану «Листочков» - зимующих птиц, и расположить их на досках.

А пока наши капитаны выполняют свое задание, мы с вами тоже займемся делом. Игра называется «Сложи картинку». На столах я вам приготовила конверты и в них разрезанные картинки. Вам надо их правильно сложить и посмотреть, что получится.
(Дети складывают и называют птиц). Даю фишки.

Молодцы, вы хорошо справились, давайте посмотрим, как дела у наших капитанов. Какое у них было задание? Давайте вспомним.

 
Капитану «Грибочков» надо было отобрать перелетных птиц. Ребята, правильно отобрала птиц, капитан Катя?
Давайте проверим (Называют птиц). Скажите мне, как понять слова «перелетные птицы»? Почему улетают в теплые края? (Холодно, нечего кушать, т.к. насекомые прячутся).
Правильно!
А капитан «Листочков» Семен, справился с заданием? У него было задание отобрать зимующих птиц. Давайте проверим (Все вместе называем птиц). А что значит зимующие птицы? А что же они едят? (Ответы).
Какие у нас умные капитаны, давайте дадим им по фишке. Они это заслужили. Ну, я хочу вам тоже дать по фишке (Даю фишки).
-Ребята, Лесовичок мне подсказывает, что у него в сумке есть еще одно письмо для вас (достаю конверт). Надо угадать от кого оно.

Читаю загадку

Я прилетаю к вам в гости. И всю зиму живу у вас. У меня очень красивый наряд: красная грудка и черная головка. Люблю побаловать себя ягодами калины и рябины, но не откажуь от угощенья, которые мне предлагают люди.

-Как вы догадались? Почему вы так решили? Правильно, это снегирь.
Наш гость предлагает нам поиграть в игру, которая называется «Прилетели птицы».
Я буду перечислять птиц, а вы, если я сделаю ошибку, будете хлопать в ладоши. Слушайте внимательно!


-Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, мухи и стрижи.
 

- Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
- Прилетели птицы: голуби, синицы, вороны, галки, стрижи, комары, кукушки

- Прилетели птицы: голуби, лисицы, дятлы и сороки.
- Прилетели птицы: голуби, синицы, галки, стрижи, аисты, кукушки, лебеди, скворцы – все вы молодцы!

-Вы умнички, внимательно слушали, сразу замечали мои ошибки. Обе команды отлично играли. Я думаю фишки вы заслужили.
-Лесовичок, ты видишь, что наши дети очень много знают об осени. Они подросли и скоро пойдут в школу.

Лесовичок говорит мне, что ему у нас понравилось, что он обязательно прийдет, но ему пора уходить, готовиться к встрече зимы. Давайте я пойду и провожу его.
Вот и закончилась наша игра. Давайте подведем итоги:
Команда «Грибочки» - 6 фишек.
Команда «Листочки» - 6 фишек.
Значит у вас одинаковое число (т.е. поровну) фишек. Можно сказать, что победила дружба! И мне хочется вам вручить медали, на которых написано слово, которое очень подходит вам всем «Молодец».

А теперь мне хочется спросить у вас, что для вас было самым трудным? Что самым интересным? Что запомнилось? Вы все молодцы, а в КВН мы поиграем на других занятиях, если вы захотите.