Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Для чего нужна артикуляционная гимнастика?

Опубликовано 01.06.2017

Каждый звук, произносимый нами, является результатом сложной работы целой системы мышц. Мы правильно воспроизводим звуки благодаря силе, хорошей подвижности и слаженной работе органов артикуляционного аппарата (губ, щёк, языка). Язык – основная мышца артикуляционного аппарата; для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима.

Ведь язык должен быть достаточно подвижен, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, необходимые для чёткого звукопроизношения. Таким образом, артикуляционная гимнастика важна для того, чтобы речь была четкой и разборчивой. 

Регулярное выполнение упражнений артикуляционной гимнастики поможет:
- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и нервную проводимость;
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
- научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;
- уменьшить напряжённость артикуляционных органов;
- подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.

Гимнастический комплекс с детьми может быть выполнен как в рамках занятий с логопедом или воспитателем, так и дома вместе с родителями.

Эффективность гимнастики зависит от частоты ее проведения. Конечно же, большую пользу она принесет при ежедневном выполнении. В день на артикуляционную гимнастику достаточно семи-десяти минут. Стоит отметить, что гимнастику лучше проводить у зеркала, чтобы ребенок мог видеть и анализировать свои действия, примечать ошибки. Хотя включение элементов артикуляционной гимнастики в бытовых ситуациях также будет способствовать развитию речи ребенка. За завтраком всегда можно попросить ребенка облизать губы (упражнение «Вкусное варенье»), «покривляться» перед зеркалом при сборах на прогулку, показав язык (упражнение «Иголочка») или раздув щечки (упражнение «Сытый хомячок»). Важно понимать и то, что не следует принуждать ребенка к занятиям, выполнять комплекс стоит играючи, предлагая «поиграть с язычком». Начинать занятия стоит с четырех-пяти упражнений, выполняя их медленно и обращая особое внимание на позу органов артикуляции. Со временем можно увеличить количество упражнений и скорость их выполнения.

Артикуляционные упражнения делятся на статические и динамические.
Статистические выполняются в течение семи-десяти секунд, во время которых ребенок должен удержать одну позу.
Динамические выполняются так же под счет, только при каждом счете ребенок должен менять позу.

Первоначально нужно показать ребенку правильность артикуляционного уклада при выполнении того или иного упражнения, а затем предложить повторить, акцентируя внимание на том, что упражнение нужно выполнять под счет.

Статистические упражнения артикуляционной гимнастики:
Лопаточка. Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 сек.
Чашечка. Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху, потянуть к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10-15 сек.

Иголочка. Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь и сделать его узким. Удерживать в таком положении 15 сек.
Горка. Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам, кончик языка упереть в нижние передние зубы. 15 сек.

Трубочка. Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнить в медленном темпе 10 - 15 раз.

Динамические упражнения артикуляционной гимнастики:
Часики. Высунуть узкий язык и тянуть его попеременно то к правому, то к левому уху. Двигать языком из угла в угол рта в медленном темпе под счет. Проделать 10-15 раз.

Качели. Высунуть узкий язык. Тянуться попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Выполнить 10-15 раз.

Вкусное варенье. Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу, убрать язык в глубь рта. Двигать языком в медленном темпе 15 раз.

Катушка. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык "выкатывать" вперед и убирать в глубь рта. Проделать 15 раз.

Грибок. Раскрыть рот, присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от неба сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть, проделать 15 раз.

Занимаясь с детьми ежедневно артикуляционной гимнастикой, вы поможете ребенку ускорить процесс развития звукопроизношения.