Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Эмоционально-волевая сфера ребёнка

Опубликовано 31.08.2017

Составил воспитатель: Кускова Н.В. 2017 год.
В дошкольном возрасте ребёнок овладевает новыми и разнообразными видами деятельности, изменяется и усложняется общение его с другими людьми, он активно познаёт окружающий мир и самого себя. Всё это окрашено яркими переживаниями ребёнка.

Он ещё мал, чтобы воспринимать мир, разумно осмысливая его. Многое усваивается дошкольником через эмоциональную сферу.

Эмоциональное развитие ребёнка начинается с первых мгновений беременности матери, и даже ещё раньше. Ведь хроническая усталость, семейные неурядицы и прочее уже подготовили "негативную почву" для эмоциональных проблем ребёнка. Процесс рождения, первые минуты, месяцы жизни определяют многое в эмоциональной сфере мальчика или девочки. И очень важно, если в семье единый стиль воспитания. Тогда ребёнку не придётся "разрываться" в выборе своих действий, не нужно будет приспосабливаться и ловчить. При авторитарном, командном стиле воспитания, у детей чаще наблюдается склонность к вранью, упрямству и даже мелкому воровству. Эмоциональность ребёнка определяется и наследственными факторами (на кого похож ваш малыш).

Некоторые дети шумные и плаксивые, иные боязливые и тревожные, но и тем и другим сложно справляться со своими эмоциями. Крики и наказания со стороны взрослых лишь усиливают проблемы у детей. Что же делать?

Прежде всего необходимо попытаться понять своего ребёнка, понять, что с ним происходит, что он чувствует, думает. Очень важно проговаривать своё понимание детям. Например: "Я тебя понимаю, ты сейчас чувствуешь (печаль, радость, страх,.) или хочешь (иrpать, гулять, кричать., но ты пойми и меня, я чувствую. После этого остаётся только предложить ребёнку альтернативу или оrpаничить негативны~ проявления во времени. Для этого на помощь приходит иrpушка (лучше всего звуковая). Например:

"Ты ещё немного поиграешь, а когда зайчик тебя позовёт, иrpа закончится".

Таким образом убирается аrpессия, направленная на взрослых, и родителям легче быть последовательными в требованиях. А когда последовательности нет, Т. е. если сегодня вы сказали "да", а завтра "нет", не объясняя причин, или после детских приставаний вы "сдались!", тогда можете считать, что ребёнок начнёт вами манипулировать, искать "новые кнопки".

Что делать, если такое уже случилось и ребёнок путает "можно" и "нельзя"? На помощь приходит иrpа "Солнышки", в которую родители могут поиrpать с детьми дома.

Красиво оформляется лист бумаги или блокнот. Ребёнку цредлагается вступить в игpу: " Ты у нас уже совсем большой, многое можешь делать самостоятельно (необходимо перечислить 2-3 положительных качества малыша, но, например, убирать иrpушки у тебя ещё не совсем получается. (Объясняется как надо убирать.) Можно формировать любое другое желаемое взрослыми качество, назвав его ребёнку.

"Мы будем рисовать солнышки, когда ты поиrpаешь и сам уберёшь иrpушки. Если у тебя будет больше двух солнышек (затем количество увеличивается, то в конце дня получишь сюрприз".(Ребёнку не объясняется, что именно, но в качестве сюрприза используются нематериальные ценности.Например: игра с папой, чтение любимой сказки, просмотр мультфильма, разрешение лечь спать на 15 минут позже и др.) Сюрприз обязателен!Когда одно качество сформировано (сроки индивидуальны, тогда можно приступать к формированию другого.

Эмоциональные дети (боязливые или шумные) нуждаются в двигательной физической активности. Можно использовать такие игры, как: "Злая-добрая кошка", "Упрямая подушка", "Минута шалости" и др. Кроме того, необходимо проводить игры на расслабление, т. к. постоянные зажимы у агрессивных или тревожно-боязливых детей могут приводить к психосоматическим заболеваниям.

В играх, как и в требованиях, желательно быть последовательными и систематичными. При условии правильного реагирования со стороны родителей, тренируется воля и самоконтроль ребёнка, узнавание себя и границ возможного и многое другое.

Большую силу имеют руки родителей: объятия, прикосновения, жесты останавливающие, уводящие и т. д. Руки - источник ощущений, а следовательно и чувств, обладают магической силой влияния на ребёнка, порой больше, чем слово или подарок.

Родительская любовь и профессионализм педагогов помогут ребёнку справиться с любыми трудностями.
(На основе сайта сети Интернет)