Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Народное искусство кубанского казачества

Опубликовано 24.04.2017

Песни, пляски, фольклор.

В первые годы заселения Кубани черноморские и линейные казаки (Черноморцев было больше Линейцев. Первый Линейный — Кубанский полк, его члены были потомками донских и волжских казаков, переселившихся на среднюю Кубань непосредственно после вхождения Кубани в состав России в 1780-х годах.

Вообще то, на Кубань изначально планировалось переселить бо́льшую часть Донского войска, но это решение вызывало бурю протестов на Дону, и тогда Антон Головатый - судья ЧКВ, и предложил Екатерине "ПЛАН", а Черноморцам уйти из Буджака на Кубань в 1792 году, что и послужило причиной "ПОДАРКА" Екатериной ногайских и черксеских земель черноморцам.

А ГЛАВНОЙ причиной объединения Черноморского и Линейного казачьих войск в 1860 году, несомненно было; " Стремление к разрушению замкнутости черноморцев, приобретающей вид «национальности», красной нитью проходит через план кн. А.И. Барятинского создания Кубанского казачьего войска. Стремление черноморцев к самостоятельности было хорошо известно и кн. А.И.Барятинскому, и гр. Н.И.Евдокимову. в этническом отношении линейные казаки представляли собой достаточно разнородную смесь, но доминировала среди них великорусская культурная традиция. Линейные казаки принимали активное участие в интенсивном заселении закубанских земель. Линейное войско представляло собой своеобразный форпост в наступлении на адыгские народы с целью их покорения.) отличались друг от друга, так как были представителями разных культур и языков. Но с самого начала шел процесс взаимопроникновения между представителями украинской и русской этнических групп. Главным фактором, говорящим в пользу того, что кубанский говор есть вполне сложившийся, является то, что в равной мере, как русские, так и украинские слова приобретают в нем новое значение. Там, где казалось вполне могла быть чисто русская лексика, приняты слова с причудливой инверсией: жэнци -жнецы, копуавть -покупать, суворый - суровый: Украинские слова приспосабливались к говору в основном изменением своих окончаний: балакаты - балакать.

Кубань входит в состав России. Но при этом здесь сохраняется все своеобразие, неповторимость и неподражаемость этой части России.

Сегодня я хотела бы поговорить с вами о народном фольклоре:
-Что такое устное народное творчество?
- Его виды?
- Кто является творцом устно- поэтических произведений?

Богатое  устное народное творчество казаков: кроме поговорок, песен, пословиц, загадок, оно включает в себя много сказок, небылиц.

В различных жанрах народного слова отразились представления народа о счастье и горе, о нормах поведения в обществе, о героизме и любви к своей родине.

На уроке нам предстоит заняться выпуском иллюстрированного журнала "Устное народное творчество Кубани". Группы готовили свои странички, разрабатывали содержание и форму подачи.

1 страница - "Сказочная".
Казаки, расселившиеся по всей России, в 1916 году делились на 11 казачьих войск, в разных территориях казачьи сказки имеют свои особенности, свои оттенки. В фольклоре казаков известны все жанры сказки:

волшебная и авантюрная,
бытовая дидактическая,
сказки - анекдоты,
небылицы,
сказки о животных,
и каждый жанр представлен прекрасными образцами.

Борис Николаевич Алмазов обработал и пересказал в своей книге "Казачьи сказки" около 100 сказок.
Сейчас вы услышите сказку
"Тройная благодарность".

Шел казак в дозор на бекет. На самую границу тропками пробирался. Вдруг видит: в луже муравей барахтается - тонет. Пожалел его казак - соломинку подал. Ухватился за нее муравей, на сушу выбрался.
- Спасибо тебе, казак, за помощь!
- Не стоит благодарности! - казак отвечает. - Велика ли помощь: соломинку подать.
- Для тебя соломинка, а для меня - жизнь! - говорит муравей. Настанет время, я тебя трижды отблагодарю.

Посмеялся казак: какая может быть помощь от такого маленького муравья? Да и дальше пошел.

А на бекете его ждала беда. Ночью абреки казаков перерезали, в бурки их завернулись да смену поджидали. Казак, ничего не ведая, подошел: думал к своим. Тут его скрутили веревками, посадили на коня и повезли в полон. А казак от бессилия зубами скрепит, да ничего поделать не может - руки за спиною туго связаны.

Вдруг чувствует - веревка лопнула. И слышит голос муравья:
Не показывай виду, казак, что ты развязался. Это я веревку перегрыз. Как доедем до поворота - прыгай с коня и плыви на ту сторону, абреки тебя не догонят - плавать не умеют, их кони воды боятся.
Так и сделал казак. Ударил одного абрека по бритому затылку, другому в лоб, да прямо с кручи в волны.
Третий вытащил ружье и поймал на мушку уплывающего казака. Муравей опять выручил: укусил стрелка за щеку, тот дернулся, завизжал от злости, ружье кинул. Ушел казак и на другом берегу в лесу скрылся.
Идет казак по звездам, аулов сторонится, дорог бережется. Совсем ослабел.

Лег казак на землю - помирать собрался.
Вдруг слышит голос муравья:
- Рано тебе умирать. У тебя еще срок не выслужен, и дети не подросли.
Откуда ни возьмись, наползли муравьишки, натаскали зернышек пшеничных.
Казак баланды наварил, поел, поспал - будто заново родился.
- Ну, спасибо, муравей, за помощь!
- Не стоит благодарности, муравей отвечает.
 Для тебя зернышко, а для меня - жизнь! - говорит казак.
- Ну что, - смеется муравей, - понял теперь, что и от малого добра большая польза бывает.

Показали муравьи казаку тайную тропку, по ней он на казачьи посты к своим и вышел.
 Попробуйте объяснить лексическое значение слов, которые встретились в сказке.
Благодарность - чувство признательности к кому - нибудь за оказанное добро.
Граница - рубеж.
Посты - небольшая вооруженная команда, поставленная в определенном месте для охраны.
Абрек - горец, участвовавший в войне против царских войск.
Беккет - замаскированный пост на границе.
В полон  - взять в плен.
"Тройная благодарность".

Как казак оценил помощь муравья?
В каких словах выражена основная мысль сказки?
Ваше личное отношение к героям?
Что взяли для себя?

Следующая страничка нашего журнала "Частушки".
Термин "частушка" литературного происхождения. В народе произведения частушечного жанра именовались припевками и страданиями. В Краснодарском крае этот жанр получил распространение в конце XIX века. Военизированный быт казачества определил жанровое и тематическое развитие фольклора Кубани, в котором много было обрядовых и плясовых произведений. Но предпочтение отдавалось историческим, военно -бытовым и строевым, а также шуточным и плясовым песням.

Припевки всегда исполнялись на людях, во время гуляний и в плясках, на "вечерках", "посиделках", " лавочках" и даже тогда, когда парни и девушки прогуливались по станице или хутору. Для всех, кто интересуется духовной культурой Кубани, любящих музыку и песенное слово исполняем частушки.

1.    Кукарекает петух,
Ссорятся индюшки.
Мы сейчас вам пропоем
Новые частушки

2. Я частушку запеваю
Первую, начальную.
Я хочу развеселить
Публику печальную.

3. Здесь народу очень много
Здесь народу сто один.
И из этого народа
Мне понравился один.

4. Мой миленок по деревне
Ходит, улыбается.
Оказалось, зубы вставил -
Рот не закрывается.

5. Говорят я боевая.
Боевой остануся.
Ох, и горе тому будет
Кому я достануся.

6. Мы подружки боевые,
Боевые только две.
Мы нигде не подкачаем,
Ни в работе, ни в гульбе.

7. Мы Кубанские девчата.
Мы нигде не пропадем.
Сами музыку играем
Сами пляшем и поем.

8. Тише, тише топайте,
Пол не проломите!
У нас под полом мышата,
Их не разбудите.

9. Хватит, хватит песни петь
Хватит, наигрались.
У нашего гармониста
Рученьки замаялись.

10. Мы частушки вам пропели,
Дорогие зрители
Нынче сами мы поэты,
Сами исполнители!

Следующая рубрика называется -"Пословицы и поговорки"

Пословицы - это своеобразные, краткие наставления
из народного опыта, они играют роль неписаных законов, выражают нравственные нормы.
Поговорка же - образное выражение, дающее яркую, меткую характеристику: на седьмом небе - то есть очень рад, как банный лист - очень навязчивый человек.

У пословиц и поговорок, бытующих на Кубани, есть свои особенности, так как народное творчество Кубани питается духовными соками двух великих народов - русского и украинского. Они произносятся на свой лад на кубанском диалекте. Появились своеобразные пары пословиц и поговорок, одинаковых по смыслу, но разных по звучанию.

Например:

Собака лает, витэр носэ. - Собака лает, ветер носит.
Свэня калюжу найде.- Свинья грязь найдет.
Очи бояться, а руки роблять. Глаза бояться, а руки делают.
Бидному жэныться - день малый.
- Чого вин бидный?
- Того, шо дурный.
- А чого вин дурный?
- Того шо бидный:

А теперь постарайтесь объяснить смысл следующих пословиц.
1.    Не сиди сложа рукы, тай и нэ будэ скукы.
2.    Кто ленится, тот не ценится.
3.    Перо страшно не у гусака, а у клеветника.
4.    Родимая сторонушка - матушка, а чужая -мачеха.
5.    На чужой сторонушке рад своей воронушке.
6.    Жизнь прожить - не дорогу перейти.
7.    Казак без седла - что черкес без кинжала.
8.    На словах города бэрэ, а на деле жабы боится.
9.    Посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь судьбу.

Доскажите пословицы:
10.    Кто рано встает:.
11.    В гостях хорошо:(а дома лучше).
12.    Лучше с миром:(чем с войной).
13.    Мудрое слово: (делу основа).
14.    Без муки: (нет науки).
15.    Сначала подумай: (потом говори).

4 страничка нашего журнала "Песенная".
Кубанские народные песни издавна и традиционно являются наиболее популярными, считаются наиболее оригинальными в песенной культуре России. Народная песня одновременно и памятник глубочайшей старины и генератор ритмов нашей сегодняшней жизни.

Кубанские песни отличаются необычайным богатством и разнообразием (исторические, военно - бытовые,  походные, лирические, обрядовые, свадебные, хороводные, плясовые:)
Военно - бытовые песни показывают воинов в боевых походах, прославляют мужество, отражают суровый военный быт.  В дальних походах казаки пели о родной земле, милой Кубани, о родном доме, о матери, о любви:
Лирическая песня живет в народе во множестве жанровых разновидностей: календарные,обрядовые, свадебные, семейные, плачи, величальные. Народная лирика отличается богатством поэтического строя.
(Исполнение песни ":…")

Завершает наш устный журнал:
5 страничка под названием "Загадки".
В давние - давние времена думали люди, что и дерево, и рыба , и птица - все понимают человеческий язык.
И люди, собираясь на охоту, на рыбную ловлю, старались вслух не произносить тех слов, которые связаны с успехом предстоящего дела. А для того чтобы зверя обмануть, и друг друга понимать, придумали особую "загадочную" речь.
Вот загадка-то из той тайной речи родилась. И сначала для того служила, чтобы помочь молодым "тайный" язык выучить.

Бывало, зимним вечером, когда переделаны все дела по хозяйству, собирались и стар, и мал в какой -нибудь избе. И начинали старики молодым мудреные вопросы задавать.
Попробуйте отгадать и вы.
1.Сидит Пахом
На коне верхом,          (Очки.)
Книги читает,
А грамоты - не знает.

2.Бьют Ермилку
Что есть сил по затылку,     (Гвоздь.)
А он не плачет,
Только ножку прячет.

3.Вырос в поле дом,
Полон дом зерном,              (Колос)
Стены позолочены,
Ставни заколочены,
Ходит дом ходуном,
На столбе золотом.

4.За крайним двором
Рассыпался горох:
Ни лопатой не сгрести,       (Звезды.)
Ни метлою не смести.

5.Влез Егор на бугор -
Выше леса, выше гор,          (Солнце)
С бугра спускается -
За травой скрывается.

Одной из замечательных  особенностей Кубани является наличие у жителей казачьих станиц большого певческого опыта, приобретенного в процессе коллективного пения на сельскохозяйственных работах, а также в период прохождения военной службы и ежегодных военных сборов казаков.

Хоровое пение  занимало большое место в календарных  и семейно -бытовых обрядах, в праздничном застолье, в танцах, хороводах, играх. Широко было распространено на Кубани пение на улицах. Любовь кубанцев к коллективному пению не могла не вызвать появления полковых, школьных и любительских хоров.

Во второй половине 19 века танцевальное народное искусство по сравнению с песенно-музыкальным было развито слабее. Но, тем не менее, оно оказало огромное влияние на развитие танцевального искусства Кубани.

Искусство танца, созданное  народом, формировалось на протяжении многих веков. Рождённый из жизни, народный танец возник как необходимая  потребность проявления чувств. Он несёт в себе большую жизненную  энергию, воплощённую в художественных формах.

По материалам сети Интернет