Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Общение ребенка дошкольного возраста

Опубликовано 09.02.2021

Общение ребенка дошкольного возраста неразрывно связано со взрослым, роль которого меняется в зависимости от возраста ребенка.

Формы общения ребёнка со взрослыми :
1. Ситуативно-личностное общение: (1-6 месяцев). Оно зависит от особенностей сиюминутного взаимодействия ребенка и взрослого.

Непосредственно-эмоциональные контакты (внимание и доброжелательность взрослого) являются основным содержанием общения. Ребенка привлекает личность взрослого, а все остальное, включая игрушки и прочие интересные предметы, остается на втором плане.

2. Ситуативно-деловое общение: (6 месяцев – 3 года). В раннем возрасте ребенок осваивает мир окружающих его предметов. Ему по-прежнему необходимы теплые эмоциональные контакты с родителями, но этого уже недостаточно. Ребенок и взрослый, выступающий как организатор и помощник, вместе манипулируют предметами, выполняют все более сложные действия с ними. Взрослый показывает, что можно делать с разными вещами, как их использовать, раскрывая перед ребенком те их качества, которые тот сам не в состоянии обнаружить.

3. Внеситуативно-познавательное общение: (3 года – 5 лет). С появлением первых вопросов ребенка: «почему?», «зачем?», «откуда?», «как?» — начинается новый этап в развитии его общения со взрослым. Ребенок вырывается за рамки наглядной ситуации, в которой раньше были сосредоточены все его интересы. Теперь его интересует гораздо большее, как устроен открывшийся для него огромный мир природных явлений. И главным источником информации, становится для него все тот же взрослый .

4. Внеситуативно-личностное общение: (6-7 лет). В отличии от предыдущей формы служит средством для познания социального, а не предметного мира. Взрослый для ребенка — высший авторитет, чьи указания, требования, замечания принимаются по-деловому, без обид, капризов и отказа от трудных заданий. Эта форма общения важна при подготовке к школе, и если она не сложилась к 6—7 годам, ребенок будет психологически не готов к школьному обучению.

Каким должно быть общение взрослого с ребёнком:
●Родители с первого дня жизни ребёнка окружают его заботой и лаской. Они поют песни, рассказывают сказки, знакомят его с окружающим миром – воспитывают ребенка. Это не только обучение правильной речи, но и культуре общения с самого раннего возраста.
●Речь взрослого должна вести ребенка за собой, быть правильной и богатой. Но не слишком сложной!
●Не стоит слишком активно употреблять уменьшительно–ласкательные формы слов, коверкать слова – ребенок впитывает это как губка. Пусть ваша речь будет простой и грамматически правильной, без использования сложных для восприятия слов.
●Необходимо создавать ситуации, провоцирующие речевую активность. Если родитель угадывает каждое желание ребенка, не дожидаясь, пока он выскажется, то взрослый не оставляет ему возможности развиваться.
В таком случае ребенок не озвучивает собственные потребности, а значит, не обогащает свою речь.
●Чтобы помочь ребенку освоить произношению трудных звуков, полезно предлагать ему грызть твердые овощи и фрукты, сухари – это развивает артикуляционный аппарат, что в свою очередь помогает созреть структурам ствола мозга. Также важно тренировать язык (облизывать тарелки, баночки, цокать как лошадка, показывать язык «у кого длиннее», и т.д.).
●Часто дети начинают придумывать «новые», слова. Это нормальный этап в развитии психики . Необходимо отнестись с уважение к этому – так ребенок «пробует» на вкус родной язык. Однако, нельзя откровенно одобрять этого – так можно создать у ребенка впечатление, что культура речи - нечто условное, раз родители не против ошибок.
●В общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь, при чтении не забывайте о выразительности. Объясняйте  ребенку непонятные слова, которые встречаются в тексте,
●Не старайтесь ускорить ход естественного развития ребенка. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту

Спасибо за внимание! Надеемся, что наши советы вам помогут вам и вашему     ребёнку!


Информация взята из сети интернет.