Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Путешествие в удивительный мир

Опубликовано 01.05.2017

Мастер-класс для педагогов.

Цель. Повысить профессиональный уровень педагогов, в применении новых игр в работе с детьми; развивать коммуникативные качества педагогов, умение работать в коллективе, педагогическую компетентность.

Задачи:
1. Актуализация имеющихся у педагогов знаний в области художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста, в частности ознакомления их с декоративно-прикладным искусством.
2. Способствовать развитию педагогического мышления, создать благоприятную атмосферу для творческой работы всех участников игры.

Ход.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Разрешите представить вашему вниманию мастер-класс на тему «Развитие ребёнка старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством или Путешествие в удивительный мир»

Уважаемые  коллеги, все мы знаем, какое огромное значение для ребёнка имеет период дошкольного детства. В ФГОС ДО говорится о полноценном проживании всех этапов детства, амплификации детского развития - это развитие осуществляется в   5 направлениях: познавательном, речевом, физическом, социально-коммуникативном и художественно эстетическом. Прошу своё согласие с данным утверждением выразить аплодисментами. Спасибо.
И теперь такой вопрос: Какое же значение во всестороннем развитии ребёнка имеет художественно-эстетическое направление, в частности  ознакомление с декоративно-прикладным искусством?

На этот вопрос мы и постараемся все вместе найти ответ.
- А для этого я предлагаю совершить путешествие в сказочный мир красоты и добра, в мир ярких красок, в мир удивительных творений народных умельцев.
- Я вас заинтересовала? Готовы?
- На чём отправимся в путешествие? (...)
- А я предлагаю самый традиционный вариант – поезд.

Хорошо.  Тогда, приобретайте билеты, но билеты необычные. Чтобы получить билет - отгадайте загадки.
Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.
Рядом с листиком трехпалым, земляника цветом алым.
Засияла, поднялась, сладким соком налилась,
А трава, как бахрома. Что же это?
                                                    (Хохлома.)
-Вы отгадали загадку, выходите, получите свой билет.
 Стойте здесь, ожидайте прибытие поезда.

Сине-голубые розы, листья, птицы,
Увидев нас впервые, каждый удивится.
Чудо на фарфоре - синяя капель.
Это называется просто роспись ...
                                           (Гжель.)
-Вы отгадали загадку, выходите, получите свой билет.
 Присоединяйтесь, ожидайте прибытие поезда.

Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней.
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники и ребятня,
Собачки, гусары, и рыбы.
А ну назови-ка меня!
                            (Дымка).
-Вы отгадали загадку, выходите, получите свой билет.
 Ожидайте с нами прибытие поезда.

Нас слепили мастера,
Нас раскрашивать пора.
Кони, барышни, барашки-
Все высоки и стройны.
Сине-красные полоски
На боках у нас видны.
           (Филимоновская игрушка).
-Вы отгадали загадку, выходите, получите свой билет.

Стойте, ожидайте прибытие поезда.
Прекрасно. Уважаемые пассажиры, вас ожидают места, согласно купленным билетам, но одно условие: путешествовать можно только вдвоём, выберете из присутствующих себе попутчика и проходите в свои вагончики.
В каждом из вагончиков заботливые проводники подобрали  для вас интересные задания. Инструкции по выполнению задания прилагаются.
Занимайте места (проходят).
Прежде, чем поезд тронется, небольшое интервью перед отправлением. (подхожу к каждому).
-Скажите, пожалуйста, что для вас Хохлома (Гжель, Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка),  с чем она ассоциируется?

Как интересно….
Мы постараемся запомнить ваши ответы.
Счастливого пути.
Задания:
«Гжельская роза»
Задания.
1.    Собрать гжельскую розу из элементов.
2.    Ответить на вопрос. «Какие воспитательно-образовательные задачи можно решить, используя данную дидактическую игру?»
3.    При затруднении ответа - смотрите обратную сторону (или обратитесь к начальнику поезда )

Ответ: при выполнении задания  происходит закрепление представлений об особенностях росписи,  развивается пространственное мышление, а при выполнении задания вдвоем -развивается коммуникативная компетентность.

«Мнемотаблица»
Задания.
1.    Составить алгоритм изготовления хохломской посуды.
2.    Ответить на вопрос. «Какие воспитательно-образовательные задачи можно решить, используя данный вид деятельности?»
3.    При затруднении ответа - смотрите обратную сторону (или обратитесь к начальнику поезда )

Ответ: при выполнении задания  происходит уточнение и закрепление знаний  детей об особенностях росписи,  развивается логическое мышление, развивается объяснительная речь.

«Укрась дымковским узором  игрушку»
Задания.
1.    Украсить шаблон дымковских  игрушек способом аппликации.
2.    Ответить на вопрос. «Какие воспитательно-образовательные задачи можно решить, используя данную дидактическую игру»
3.    При затруднении ответа - смотрите обратную сторону (или обратитесь к начальнику поезда )

Ответ. При выполнении задания происходит закрепление знаний о дымковской росписи, её цветовой гамме, элементах и особенностях узора. Развитие мелкой моторики руки. Закрепление основных форм, близких к геометрическим фигурам.

«Филимоновский табунок»
Задания.
1.    Нарисовать узор из знакомых элементов филимоновской игрушки  на шаблонах.
2.    Ответить на вопрос. «Какие воспитательно-образовательные задачи можно решить, используя данное задание?»
3.    При затруднении ответа - смотрите обратную сторону (или обратитесь к начальнику поезда )

Ответ. При выполнении задания  происходит закрепление представлений о последовательности росписи филимоновской игрушки, её цветовой гамме, элементах и особенностях узора. Развитие мелкой моторики руки. Закрепление умения рисовать кистью, используя в узоре только три цвета.
Последовательность выполнения росписи: расписывают полосками жёлтых, красных, зелёных, реже синих и фиолетовых цветов. Начинают мастерицы всегда с центра, а от него уже развивается роспись дальше, повинуясь чутью и воображению. Роспись строится по традиционной схеме:

- сначала накладывают жёлтые полосы и пятна;

- потом их обводят красным; - затем зелёным… желаю удачи

Уважаемые коллеги, оставшиеся на перроне, для вас предлагается виртуальная экскурсия.
- см конспект «История художественного промысла «Петриковская роспись»-
…. (после экскурсии спросить у зрителей: Уважаемые коллеги, скажите, пожалуйста, подобные виртуальные экскурсии, адаптированные для детей старшего дошкольного возраста, развитию чего будут способствовать? - прежде всего, развитию познавательного интереса, интереса к культурно-историческим особенностям малой Родины, а также нравственно-патриотическому воспитанию.)

- Ну а мы возвращаемся  из путешествия по удивительному миру.  Конечная остановка. Но прежде, чем покинуть вагончики, скажите, пожалуйста, какое задание вы выполняли и какие воспитательно-образовательные задачи можно решать, используя данную игру (пособие), развитию чего у ребёнка способствовало данное задание?

- Спасибо большое, коллеги, вы можете занять места в зале. Мы вместе смогли  убедиться, что использование этих игр и пособий  способствует всестороннему развитию детей старшего дошкольного возраста.

Разрешите подвести краткий итог. В процессе нашего путешествия мы пришли к общему выводу и нашли ответ на вопрос, который ставили в начале путешествия: «Какое значение во всестороннем развитии ребёнка имеет художественно-эстетическое направление, в частности, ознакомление с декоративно-прикладным искусством?»

Знакомя  с предметами декоративно-прикладного искусства, с элементами различных росписей - мы способствуем познавательному развитию ребенка, речевому развитию, физическому развитию (мелкая моторика рук), эстетическому развитию и  формированию нравственно-патриотических качеств.

В данном мастер-классе использовались авторские дидактические игры и пособия, которые применяю в работе при ознакомлении детей с декоративно-прикладным искусством.