Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Эмоциональное наполнение жизни ребёнка

Опубликовано 01.12.2016

Взаимосвязь формирования эмоциональной компетенции и навыков конструктивного общения у детей.

Эмоциональное наполнение жизни ребёнка ведёт к лёгкой адаптации в социуме.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром.

Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка.

Эмоциональная сфера играет важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на неё. Поэтому работа воспитателя, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.
 Что же такое эмоции, эмоциональная компетентность?  

Эмоции – это переживания конкретного человека, связанные с удовлетворением или неудовлетворением его интересов.

Согласно исследованиям отечественных психологов (Л.С.Выготского, А.В.Запорожца и др.) именно в дошкольном возрасте эмоции господствуют над всеми другими сторонами жизни ребёнка, эмоции выступают мотивами поведения и являются важным фактором в формировании общения с людьми.  Л.В.Выготский отмечал, что «ребёнок научается понимать других и только потом научается понимать себя». Поэтому развитие эмоциональной сферы ребёнка должно начинаться не со знакомства ребёнка с собственными эмоциями, а со знакомства с различными эмоциями, с постепенного научения малыша распознавать, улавливать состояния близких ему людей.
Для целенаправленной, системной работы с детьми необходимо определить, что брать за основу, на какие эмоции опираться. Существует несколько классификаций эмоций. По мнению ведущих психологов наиболее удобной для практических целей является классификация К. Изарда.  Автор в качестве первичных выделяет 10 фундаментальных эмоций,  образующих основную мотивационную систему человеческого существования:

Интерес – волнение,  радость, удивление, горе – страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина.
Остальные  эмоции, согласно этой теории, являются производными.
Что  такое  эмоциональная компетентность?  

Эмоциональная компетентность - это способность осознавать свои эмоции и эмоции другого человека, способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей и на этой основе строить взаимодействие с окружающими.

Наблюдения за повседневной детской деятельностью показывают, что дети  слабо управляют своими чувствами, что очень осложняет их общение с окружающими.  Часто неадекватно выраженные   эмоции (злость, страх, стыд, радость, грусть),  являются  существенным барьером в установлении доброжелательных отношений со сверстниками и умении конструктивно общаться, строить взаимоотношения со сверстниками.

По мере развития у детей-дошкольников происходят изменения в эмоциональной сфере. Однако сама по себе эмоциональная сфера не развивается, если в этом направлении не ведётся организованная работа.

Принцип работы педагога (в соответствии с ФГОС ДО важнейшим образовательным ориентиром  является: обеспечение эмоционального благополучия детей) - «никакой авторитарности», только равновесие между взрослыми и детьми. А установленные традиции, спокойный и доброжелательный тон, «принятие» всего того, что принесут с собой дети, помогут  дошкольникам войти в роли и всем без исключения активно участвовать в совместной образовательной деятельности.

Реализация целей и задач развития, обогащения эмоциональной компетентности детей в условия дошкольного образовательного учреждения может осуществляться через:
•    чтение комических, трагических, исторических детских художественных  произведений;
•    слушание музыкальных произведений с ярко выраженным эмоциональным фоном;
•    театрализованная деятельность;
•    решение проблемных задач;
•    беседы с детьми по различению и дифференцированию эмоциональных состояний людей;
•    просмотр фильмов и мультфильмов эмоционального содержания;
•    проигрывание ролевых ситуаций эмоционального содержания, целью развития вербальных и невербальных средств эмоционального выражения;
•    дидактические игры и упражнения, направленные на распознавание эмоций и чувств.

Вся образовательная деятельность помогает подготовить детей к общению со взрослыми; к овладению приемами и навыками эффективного межличностного общения со сверстниками (установление дружеских отношений, готовность к коллективным формам деятельности, умению самостоятельно разрешать конфликты мирным путём); к принятию и соблюдению (в последствии) классных и школьных социальных и этических норм (сдерживание непроизвольных эмоций и желаний, способность к ответственному поведению).