Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе
Образовательная область: художественно-эстетическая. Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Тема: «Подарок для Настеньки»
Цель: Всестороннее развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством.
Образовательные задачи:
Ознакомление детей с техникой изображения элементов хохломской росписи и формирование представлений о новом элементе - "криуль".
Мотивировать детей на включение изобразительную деятельность.
Актуализировать знания и умения детей выделять и называть элементы хохломской росписи, создавать декоративные композиции.
Развивающие задачи:
Развивать коммуникативные навыки, слуховое внимание, речь. Обогащать словарь детей за счет слов и выражений: "Золотая Хохлома", "криуль", "тычок", "травка", "чаша". Активизировать в словаре детей слова: яркий, нарядный, сверкает, "завиток".
Формировать опыт фиксации детьми затруднения в собственной деятельности и выявления места и причины затруднения - новый элемент хохломской росписи "криуль".
Формировать умение детей самостоятельно применять усвоенные знания и способы действия - умение использовать нетрадиционные способы рисования (ватные палочки, деревянный кончик кисти) по собственному выбору.
Формировать первичный опыт детей по фиксации достижения цели (роспись вазы по мотивам "Золотой Хохломы") и выявления условий, которые позволили ее достичь (знакомство с новым элементом "криуль").
Развивать мелкую моторику руки.
Воспитательные задачи:
Воспитывать любознательность, самостоятельность, активность, креативность, воображение.
Совершенствовать эстетическое восприятие.
Логическая основа образовательной ситуации.
Новое знание – элемент хохломской росписи "криуль".
Индивидуальное затруднение ребенка на занятии состоит в том, что он не может достичь желаемого результата – расписать вазу хохломской росписью
Причина затруднения детей – незнание способа рисования элемента хохломской росписи "криуль".
Цель деятельности детей («детская» цель на этапе введения в игровую ситуацию) – помочь купцу выполнить просьбу Настеньки - привезти ей вазу диковинной росписи.
Цель деятельности детей (на этапе ОНЗ) – научиться рисовать элемент хохломской росписи "криуль".
Результат – освоение нового способа рисования, выполнение «детской» цели.
Предварительная работа:
Рассказ воспитателя о хохломских мастерах, технологии изготовления хохломских изделий с показом иллюстраций.
Чтение глав из книги «Хохлома» Н. Бедник.
Подготовка и показ детям презентации об искусстве хохломских мастеров. Дидактические игры «Художественные часы», «Собери целое», «Обведи рисунок», «Найди пару», «Что лишнее».
Беседы с детьми с использованием мнемотаблиц.
Практическое освоение детьми следующих элементов: «завиток», «травка», «ягодка».
Материалы к ООД:
демонстрационные:
• книга "Сказка", изображение различных предметов с хохломской росписью
раздаточные:
• гуашь, кисти, ватные палочки, изделия с хохломской росписью
• плоскостные силуэты чаши, вазы, ложек красного, чёрного, жёлтого цветов
• стаканчики с водой, салфетки
оборудование:
• интерактивная доска, проектор, ноутбук, музыкальный центр
звуковое оформление:
• фонограмма русской народной музыки
Ход организованной образовательной ситуации.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
Звучит мелодия «Приходи, сказка» В. Дашкевича на стихи Ю. Кима
1. Введение в ситуацию
Воспитатель: "Ребята, я знаю, что вы любите сказки. Хотите послушать необычную сказку и оказаться в чудесном мире?"
Текст сказки.
В неком царстве, в неком государстве жил-был богатый купец, именитый человек. И была у того купца дочка красавица – Настенька. И любил он дочку свою больше всего своего богатства. Вот и собирается тот купец по своим торговым делам за море, за тридевять земель, в тридевятое царство, в тридесятое государство, и спрашивает он свою любезную дочку, какой гостинец ей привезти. И попросила она привезти деревянную вазу, расписанную так, что казалось, будто сделана она из чистого золота. А по золотистому фону вился завиток, кружилась травка-былинка, то красная, то чёрная, а из неё выглядывала ягодка: смородина, малина, рябина.
2. Актуализация знаний
Воспитатель: - Ребята, кто знает, о какой росписи говорила Настенька? (ответы детей; после ответа на экране появляется изображение вазы с хохломской росписью).
Роспись Хохломская словно колдовская,
В сказочную песню просится сама,
И нигде на свете нет таких соцветий,
Всех чудес чудесней наша Хохлома.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Пришёл купец в тридесятое царство, только хотел вазу для дочери получить, а нет! Оказалось, должен он выполнить ещё одно задание: выбрать эту роспись среди других.
- Поможем ему?
- Ребята, вы хорошо знаете не только хохломскую роспись, но и другие. Предлагаю вам поиграть в игру «Четвертый лишний». (На интерактивной доске проводится мультимедийная игра «Четвёртый лишний» - дидактическая игра, на закрепление знаний об известных детям декоративных росписях.)
Воспитатель: - Ребята, вот и мы и оказались в чудесном мире "Золотой хохломы", вы хотите помочь купцу выполнить просьбу Настеньки?
- Как мы сможем помочь?
- Что нам надо для этого? (краски, кисти, салфетки, баночки с водой).
- Как вы думаете, для хохломской вазы краски какого цвета нам понадобятся? (воспитатель обращает внимание на доску с изображением вазы).
- Мы с вами, как настоящие хохломские мастера будем пользоваться цветами хохломской росписи.
Давайте представим, что наша группа превратилась в мастерскую, а мы – мастера-умельцы (дети надевают фартуки с изображением элементов хохломской росписи).
- Ребята, прежде чем приступить к работе, вспомним, о каком предмете просила Настенька своего отца? (о вазе).
- Как вы думаете, она обрадовалось бы, если бы получила в подарок не только вазу, но и другие предметы, украшенные хохломской росписью? (ответы детей – на экране появляются ложки, чаша, ваза).
- Вы знаете, из чего состоит хохломской узор?
Ветка плавно изогнулась,
И колечком завернулась - получился завиток.
Рядом с листиком трёхпалым,
Земляника цветом алым.
Засияла, поднялась,
Сладким соком налилась.
А трава, как бахрома –
Это ж наша Хохлома!
(узор из цветов, трав и ягод, завитков)
- Всё правильно, один из них - завиток. Мы сейчас с вами вспомним, как рисовать завиток (ответы детей). Правильно, плавным, неотрывным движением, кончиком кисти. Нарисуем завиток в воздухе, а в конце завиток кудрявится, словно гнётся от ветра. Хорошо!
- Какими способами можно изобразить ягоды? (ответы детей: … деревянным кончиком кисти, ватной палочкой, свёрнутой бумагой).
- Кто догадался, как называется приём рисования ягод, когда мы используем ватную палочку и рисуем таким движением? (показ сухой ватной палочкой на листе бумаги). (...) Правильно, тычок.
3. Затруднение в ситуации
Воспитатель: - Есть ещё один прием рисования, который мы не назвали, а без него хохломская роспись не будет настоящей. Но как же нам помочь купцу? (...)
- Что надо сделать, как узнать этот приём? (...)
4. Открытие нового знания.
Воспитатель: - Как узнать то, что не знаешь, но очень хочешь узнать и научиться? (...) Спросить у того, кто знает. И я могу вам помочь.
- Прием, который мы не назвали, очень интересный и трудный. Он называется «криуль». (Показ с объяснением).
- Главный элемент «криуля» - «завиток», он имеет одинаковую длину и закручивается то вверх, то вниз, узор повторяется (показ элемента маркером на интерактивной доске или на бумаге формата А-3).
- Я рисую его плавным, неотрывным движением кончиком кисти.
- Как вы думаете, почему этот приём так называется? Нарисуем его в воздухе.
- Как вы будете рисовать его? Кончиком кисти или сильно прижимать ворс кисти к бумаге? (ответы детей)
5. Введение нового знания в систему знаний
Воспитатель: - Теперь я вижу, что вы настоящие мастера. Выберите силуэт посуды, который вам нравится, и украсьте его по своему вкусу (дети самостоятельно выбирают силуэты, проходят за рабочие места).
Можно приступать к работе, но сначала подготовим наши руки к работе. Гимнастика для кисти рук.
Хохлома, хохлома,
Наше чудо дивное.
Мы рисуем хохлому,
Красоту невиданную.
Рисовали травку
Солнечною краской
А цветы-огоньки
Красной краской от зари.
Сколько здесь волшебных чаш – Это Вам, подарок наш!
Звучит русская народная музыка.
В процессе работы подхожу к детям, даю каждому преимущественно положительную оценку с небольшими доброжелательными советами; при необходимости оказываю помощь.
Слежу за осанкой детей и правильными приёмами рисования.
- Мастера заканчивают свою работу……..
По окончании рисования дети раскладывают свои работы на столе.
6. Итог. Рефлексия.
Воспитатель: - Какая прекрасная выставка у нас получилась! Настоящая золотая Хохлома!
- Какими словами можно назвать нашу посуду? (нарядная, яркая, красивая).
- Мы смогли помочь купцу? (порадовать Настеньку?).
- Какие узоры вам особенно понравилось рисовать? (2-3 ребёнка)
- А что было рисовать трудно? (2-3 ребёнка)
- Почему было трудно? Выслушав ответы, детей выражаю уверенность, что в дальнейшем всё получится.
- Как называется новый узор, который мы научились сегодня рисовать? («криуль»).
- Ребята, как вы думаете, наши подарки понравятся Настеньке?
- Я согласна с вами! Вы все очень старались, работы получились не только красивые, но и разные, не похожие друг на друга.
Приложение.
«Четвёртый лишний» - мультимедийная игра
(Народное декоративно-прикладное искусство)
Цель.
Формирование у детей представлений о декоративно-прикладном искусстве России.
Задачи.
1. Уточнить и закрепить знания детей о гжельской и хохломской росписи.
2. Развивать логическое мышление, умение мотивировать свой выбор.
3. Продолжить работу над развитием объяснительной речи.
Ход.
На интерактивной доске (ИД) расположены четыре прямоугольника (или квадрата). В трёх из них изображена хохломская роспись, в одном –гжельская. Ребёнок выбирает «лишний» предмет и с помощью электронного маркера (путём касания картинки) удаляет его.
Воспитатель предлагает объяснить свой выбор.
Например: «Я удалил(а) прямоугольник в правом верхнем углу, потому что на нём изображена гжельская роспись, а на остальных трёх – хохломская. Этот прямоугольник сейчас лишний.
Игра не должна быть ограничена лишь одной комбинацией прямоугольников (квадратов) с изображением росписи.
Необходимые варианты.
Три квадрата (прямоугольника) с изображением гжельской, один – с хохломской росписью. В данном случае лишним будет прямоугольник (квадрат) с хохломской росписью.
В самых различных комбинациях могут быть использованы все росписи или их элементы, которые известны детям.
Важен принцип: ребёнку необходимо выбрать четвёртый «лишний» предмет и объяснить, мотивировать свой выбор.
Таким образом, мы не только формируем определённый запас знаний у детей, но и развиваем мыслительные процессы и объяснительную речь.