Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Подарок для Настеньки

Опубликовано 28.11.2016

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе

Образовательная область: художественно-эстетическая. Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Тема: «Подарок для Настеньки»

Цель: Всестороннее развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством.

Образовательные задачи:
Ознакомление детей с техникой изображения элементов хохломской росписи и формирование представлений о новом элементе - "криуль".

Мотивировать детей на включение изобразительную деятельность.
Актуализировать знания и умения детей выделять и называть элементы хохломской росписи, создавать декоративные композиции.

Развивающие задачи:
Развивать коммуникативные навыки, слуховое внимание, речь. Обогащать словарь детей за счет слов и выражений: "Золотая Хохлома", "криуль", "тычок", "травка", "чаша". Активизировать в словаре детей слова: яркий, нарядный, сверкает, "завиток".

Формировать опыт фиксации детьми затруднения в собственной деятельности и выявления места и причины затруднения - новый элемент хохломской росписи "криуль".

Формировать умение детей самостоятельно применять усвоенные знания и способы действия - умение использовать нетрадиционные способы рисования (ватные палочки, деревянный кончик кисти) по собственному выбору.

Формировать первичный опыт детей по фиксации достижения цели (роспись вазы по мотивам "Золотой Хохломы") и выявления условий, которые позволили ее достичь (знакомство с новым элементом "криуль").
Развивать мелкую моторику руки.

Воспитательные задачи:
Воспитывать любознательность, самостоятельность, активность, креативность, воображение.
Совершенствовать эстетическое восприятие.

Логическая основа образовательной ситуации.
Новое знание – элемент хохломской росписи "криуль".
Индивидуальное затруднение ребенка на занятии состоит в том, что он не может достичь желаемого результата  – расписать вазу хохломской росписью
Причина затруднения детей – незнание способа рисования элемента хохломской росписи "криуль".
Цель деятельности детей («детская» цель на этапе введения в игровую ситуацию) – помочь купцу выполнить просьбу Настеньки - привезти ей вазу диковинной росписи.
Цель деятельности детей (на этапе ОНЗ) – научиться рисовать элемент хохломской росписи "криуль".
Результат – освоение нового способа рисования, выполнение «детской» цели.
    
Предварительная работа:
Рассказ воспитателя о хохломских мастерах, технологии изготовления хохломских изделий с показом иллюстраций.
Чтение глав из книги «Хохлома»  Н. Бедник.
Подготовка и показ детям презентации об искусстве хохломских мастеров. Дидактические игры «Художественные часы», «Собери целое», «Обведи рисунок», «Найди пару», «Что лишнее».
Беседы с детьми с использованием мнемотаблиц.
Практическое освоение детьми следующих элементов: «завиток», «травка», «ягодка».

Материалы к ООД:
демонстрационные:
•    книга "Сказка", изображение различных предметов с хохломской росписью
раздаточные:
•    гуашь, кисти, ватные палочки, изделия с хохломской росписью
•    плоскостные силуэты чаши, вазы, ложек  красного, чёрного, жёлтого цветов
•    стаканчики с водой, салфетки
        оборудование:
•    интерактивная доска, проектор, ноутбук, музыкальный центр
      звуковое оформление:
•    фонограмма  русской народной музыки

Ход  организованной образовательной ситуации.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
Звучит мелодия «Приходи, сказка» В. Дашкевича на стихи Ю. Кима

1. Введение в ситуацию

Воспитатель: "Ребята,  я знаю, что вы любите сказки.  Хотите послушать необычную сказку и оказаться в чудесном мире?"

Текст сказки.

В неком царстве, в неком государстве жил-был богатый купец, именитый человек. И была у того купца дочка красавица – Настенька.  И любил он дочку свою больше всего своего богатства. Вот и собирается тот купец по своим торговым делам за море, за тридевять земель, в тридевятое царство, в тридесятое государство, и спрашивает он свою любезную  дочку, какой гостинец ей привезти. И попросила  она привезти деревянную  вазу, расписанную так, что казалось, будто сделана она из чистого золота. А по золотистому фону вился завиток, кружилась травка-былинка, то красная, то чёрная, а из неё выглядывала ягодка: смородина, малина, рябина.

2. Актуализация знаний

Воспитатель: - Ребята, кто знает,  о какой росписи говорила Настенька? (ответы детей; после ответа на экране появляется изображение вазы с хохломской росписью).

Роспись Хохломская словно колдовская,
 В сказочную песню просится сама,
И нигде на свете нет таких соцветий,
Всех чудес чудесней наша Хохлома.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Пришёл купец в тридесятое царство, только хотел вазу для дочери получить, а нет! Оказалось, должен он выполнить ещё одно задание: выбрать эту роспись среди других.
- Поможем ему?
- Ребята, вы хорошо знаете не только хохломскую роспись, но и другие. Предлагаю вам поиграть в игру «Четвертый лишний». (На интерактивной доске проводится мультимедийная   игра «Четвёртый лишний» - дидактическая игра, на закрепление знаний об известных детям декоративных росписях.)

Воспитатель: - Ребята, вот и мы и оказались в чудесном мире "Золотой хохломы", вы хотите помочь купцу выполнить просьбу Настеньки?
- Как мы  сможем помочь?
- Что нам надо для этого? (краски, кисти, салфетки, баночки с водой).
- Как вы думаете, для  хохломской вазы краски какого цвета нам понадобятся? (воспитатель обращает внимание на доску с изображением вазы).
- Мы с вами, как настоящие хохломские мастера будем пользоваться цветами хохломской росписи.

Давайте представим, что наша группа превратилась в мастерскую, а мы – мастера-умельцы (дети надевают фартуки с изображением элементов хохломской росписи).
- Ребята, прежде чем приступить к работе, вспомним, о каком предмете просила Настенька своего отца? (о вазе).
  -   Как вы думаете, она обрадовалось бы, если бы получила  в подарок не только вазу, но и другие предметы, украшенные хохломской росписью? (ответы детей – на экране появляются ложки, чаша, ваза).  
  -  Вы  знаете, из чего состоит хохломской узор?
                               Ветка плавно изогнулась,
              И колечком завернулась - получился завиток.
                               Рядом с листиком трёхпалым,
                               Земляника цветом алым.
                               Засияла, поднялась,
                               Сладким соком налилась.
                               А трава, как бахрома –
                               Это ж наша Хохлома!
 (узор из цветов, трав и ягод, завитков)

   - Всё правильно, один из них - завиток.  Мы сейчас с вами  вспомним, как рисовать завиток (ответы детей).  Правильно, плавным, неотрывным движением, кончиком кисти.  Нарисуем завиток в воздухе, а в конце завиток кудрявится, словно гнётся от ветра.  Хорошо!
 -  Какими способами можно изобразить ягоды? (ответы детей: … деревянным кончиком кисти, ватной палочкой, свёрнутой бумагой).
 -  Кто догадался, как  называется приём рисования ягод, когда мы используем ватную палочку и рисуем таким движением? (показ сухой ватной палочкой на листе бумаги).  (...) Правильно, тычок.

3. Затруднение в ситуации

Воспитатель: - Есть ещё один прием рисования, который мы не назвали, а без него хохломская роспись не будет настоящей.  Но как же нам помочь купцу? (...)
- Что надо  сделать, как  узнать этот приём? (...)

4. Открытие нового знания.

Воспитатель: - Как узнать то, что не знаешь, но очень хочешь узнать и научиться? (...) Спросить у того, кто знает. И я могу вам помочь.

- Прием, который мы не назвали, очень интересный  и трудный. Он называется «криуль». (Показ с объяснением).
-  Главный элемент «криуля» - «завиток», он имеет одинаковую длину и закручивается то вверх, то вниз, узор повторяется (показ  элемента  маркером на интерактивной доске или на бумаге формата А-3).
-  Я рисую его плавным, неотрывным движением кончиком кисти.
- Как вы думаете, почему этот приём так называется? Нарисуем его в воздухе.
- Как вы будете рисовать его? Кончиком кисти или сильно прижимать ворс кисти к бумаге? (ответы детей)

5. Введение нового знания в систему знаний

Воспитатель: - Теперь я вижу, что вы настоящие мастера. Выберите   силуэт посуды, который вам нравится,  и украсьте его по своему вкусу (дети самостоятельно выбирают силуэты, проходят за рабочие места).
 Можно приступать к работе, но сначала подготовим наши руки к работе. Гимнастика  для кисти рук.
Хохлома, хохлома,
Наше чудо дивное.
Мы рисуем хохлому,
Красоту невиданную.
Рисовали травку
Солнечною краской
А цветы-огоньки
Красной краской от зари.
Сколько здесь волшебных чаш – Это Вам, подарок наш!

Звучит русская народная музыка.
В процессе работы подхожу к детям, даю каждому преимущественно положительную оценку с небольшими доброжелательными советами;  при необходимости оказываю  помощь.
Слежу за осанкой детей и правильными приёмами рисования.
- Мастера заканчивают свою работу……..
По окончании рисования дети раскладывают свои работы на столе.

6. Итог. Рефлексия.

Воспитатель: - Какая прекрасная выставка у нас получилась! Настоящая золотая Хохлома!
- Какими словами можно назвать нашу посуду? (нарядная, яркая, красивая).
- Мы смогли помочь купцу? (порадовать Настеньку?).
- Какие узоры вам особенно понравилось рисовать? (2-3 ребёнка)
- А что было рисовать трудно? (2-3 ребёнка)
- Почему было трудно? Выслушав ответы,  детей выражаю уверенность, что в дальнейшем всё получится.
- Как называется новый узор, который мы научились сегодня рисовать? («криуль»).
- Ребята, как вы думаете,  наши подарки понравятся Настеньке?
- Я согласна  с вами! Вы все очень старались, работы получились не только красивые, но и разные, не похожие друг  на друга.

Приложение.
«Четвёртый лишний» - мультимедийная   игра
(Народное декоративно-прикладное искусство)

Цель.
Формирование у детей представлений о декоративно-прикладном искусстве России.
Задачи.
1.    Уточнить и закрепить знания детей о гжельской и хохломской росписи.
2.    Развивать логическое мышление, умение мотивировать свой выбор.
3.    Продолжить работу над развитием объяснительной речи.

Ход.
На интерактивной доске (ИД) расположены четыре прямоугольника (или квадрата). В трёх из них изображена хохломская роспись, в одном –гжельская. Ребёнок выбирает «лишний» предмет и с помощью электронного маркера (путём касания картинки) удаляет его.

Воспитатель предлагает объяснить свой выбор.
Например: «Я удалил(а) прямоугольник в правом верхнем углу, потому что на нём изображена гжельская роспись, а на остальных трёх – хохломская. Этот прямоугольник сейчас лишний.

Игра не должна быть ограничена лишь одной комбинацией прямоугольников (квадратов) с изображением росписи.

Необходимые варианты.
Три  квадрата (прямоугольника) с изображением гжельской, один – с хохломской росписью. В данном случае лишним будет прямоугольник (квадрат) с  хохломской росписью.

В самых различных комбинациях могут быть использованы все росписи или их элементы, которые известны детям.
Важен принцип: ребёнку необходимо выбрать четвёртый «лишний» предмет и объяснить, мотивировать свой выбор.

Таким образом, мы не только формируем определённый запас знаний у детей, но и развиваем мыслительные процессы и объяснительную речь.