Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Физическое развитие ребенка дошкольного возраста

Опубликовано 31.10.2017

"Педагогические условия гендерно-ориентированного сопровождения физического развития ребенка дошкольного возраста" 1 слайд.  Здравствуйте, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию мастер-класс "Педагогические условия гендерно ориентированного сопровождения физического развития ребенка дошкольного возраста".

см. Презентацию

2 слайд. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выдвинут один из основных принципов дошкольного образования - принцип индивидуализации, который ориентирует на создание индивидуальной образовательной траектории для каждого ребенка дошкольного возраста.

3 слайд. Уважаемые коллеги, назовите несколько прилагательных, характеризующих мальчика дошкольного возраста. Какие наши мальчики? (...)

4 слайд. А теперь, назовите несколько прилагательных, характеризующих девочку дошкольного возраста. Какие наши девочки? (...) Вот такие наши мальчики и девочки, в чем-то похожи, но все же такие разные.

5 слайд. И в то же время, анализ современной педагогической теории и практики показывает, что процесс физического развития детей по-прежнему строится без учета индивидуальных особенностей - в нем не учитывается:
- гендерная принадлежность ребенка;
- учет физической подготовленности;
- состояние здоровья.

6 слайд. Мальчикам и девочкам даются одни и те же упражнения, одна и та же нагрузка, в работе с ними используется одна и та же методика физического развития. Это отрицательно сказывается на социализации, сохранении и укреплении здоровья мальчиков и девочек и их физической подготовке.

7 слайд. Уважаемые коллеги, прежде чем продолжить работу мастер-класса давайте попробуем вместе дать определение понятию "гендер". Как вы понимаете, что это такое? (...)

8 слайд. Гендер понимается как социальный пол, определяющий и поведение человека в обществе, и то, как это поведение воспринимается обществом. Результатом гендерной принадлежности детей является воспитание мужественности и женственности как идеальных характеристик мужчины и женщины через систему физических упражнений.

9 слайд. Уважаемые коллеги, какие по вашему мнению, необходимы упражнения для мальчиков? Какие физические качества эти упражнения должны формировать? (...) Выносливость, силу, мужественность. Хорошо.

10 слайд. На что нацелены должны быть упражнения для девочек? Какие физические качества должны развивать? (...) Пластичность, гармоничность, женственность.

11 слайд. А теперь вопрос, уважаемые коллеги: "Сможем ли мы успешно решать задачи по воспитанию будущих мужчин и будущих женщин, только лишь подбирая определенные физические упражнения и формируя скоростно-силовые качества?" (Конечно, нет.)

12 слайд. Анализ методической литературы позволил определить педагогические условия гендерно ориентированного сопровождения ребенка дошкольного возраста в физическом развитии, это прежде всего:
- интеграция  образовательных областей ("Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Художественно-эстетическое развитие"), обеспечивающая формирование мужественности и женственности для гармоничного освоения будущих социальных ролей;

13 слайд. - учет половой идентификации детей при повышении уровня развития скоростно-силовых качеств старших дошкольников;

14 слайд. - взаимодействие с семьями воспитанников, учитывающее состояния здоровья и физическое развитие мальчиков и девочек.

15 слайд. Рассмотрим каждое из условий: Первое условие, обеспечивающее формирование мужественности и женственности у детей дошкольного возраста для гармонического освоения ими будущих социальных ролей, предполагает включение в учебное занятие по физической культуре других видов деятельности: музыки, анализа литературных и изобразительных произведений, развития представлений об идеальном образе мужчины или женщины.

16 слайд. Так, чтение стихотворения С. Михалкова "Дядя Степа - милиционер" помогает дошкольникам усвоить понимание необходимости формирования у мальчиков таких физических качеств, как сила, ловкость, атлетическое здоровье, выносливость. А анализ картины М. Врубеля "Царевна-лебедь" способствует закреплению представлений о женской красоте, о таких феминных качествах, как грациозность, плавность, пластичность, нежность, которые могут быть сформированы танцами, специально подобранными физическими упражнениями. Все качества, свойства личности дошкольника не только проявляются, но и формируются в тех различных видах детской деятельности, которые составляют жизнь ребенка.

17 слайд. Реализация второго педагогического условия определяет иное, чем принято, построение занятий физической культурой. Это вызвано в первую очередь различиями в развитии скоростно-силовых качеств у мальчиков и девочек. Исследования Леви-Гориневской свидетельствуют о том, что средние результаты мальчиков в беге, прыжках и метании превышают средние результаты мальчиков. Девочки же лучше мальчиков выполняют упражнения на гибкость и равновесие.

18 слайд. К девочкам и мальчикам должны предъявляться разные требования, связанные с выполнением одних и тех же движений, с четкостью, ритмичностью, затратами дополнительных усилий (для мальчиков) и пластичностью, выразительностью, грациозностью (для девочек). Неодинаковая эффективность овладения мальчиками и девочками отдельными движениями предполагает, что и требования к результативности должны быть разными.

19 слайд. Например, в прыжках со скакалкой для мальчиков хорошим результатом можно считать безостановочные прыжки. в то время как хороший результат для девочек - усложненные варианты прыжков (с вращением скакалки назад, ноги скрестно, руки скрестно, вдвоем и т.д.).

20 слайд. Рассмотрим особенности формирования мужественности и женственности через систему упражнений для мальчиков и девочек, которые можно разделить на две большие группы. К первой группе относятся раздельные занятия. И ко второй группе относятся совместные дифференцированные занятия. Рассмотрим эти группы подробнее.

21 слайд. Одно из занятий в неделю проводится раздельно для мальчиков и для девочек. На этих занятиях целесообразно планировать изучение упражнений, которые требуют разных методических подходов при работе с мальчиками и девочками , и упражнений вызывающих интерес данной группы детей (например, для мальчиков - футбол, для девочек - упражнения с лентами). Сюжетное занятие или использование тематической игры так же может иметь ярко выраженную окраску в зависимости от пола (например, для мальчиков - "Спасатели" где доминируют упражнения на развитие силы. выносливости, ловкости, что ведет к формированию мужественности. Для девочек - "Театр кукол" с преобладанием упражнений, формирующих женственность: грациозность, мягкость, нежность. К таким упражнениям можно отнести гимнастику, ритмику, упражнения с лентой, обручем, мячом и т.д.).

22 слайд. Ко второй группе относятся совместные дифференцированные занятия. Все занятия проводятся совместно, но часть заданий имеют отличия для девочек и мальчиков. Этот вариант проведения занятий имеет две разновидности:
1) в вводной и заключительной частях занятия дети выполняют упражнения все вместе, а в основной части делятся на подгруппы в зависимости от пола, и каждая группа выполняет свое задание;
2) на протяжении всего занятия дети выполняют упражнения вместе, но ряд упражнений предполагает разные варианты исполнения для мальчиков и девочек (например, в ОРУ - исходные положения; в полосе препятствий: мальчики перелезают, девочки подлезают; в метании - расстояние до цели; в ритмической гимнастике - рисунок движений; в упражнениях на развитие силы мышц - дозировка).  

23 слайд. А теперь, коллеги , я предлагаю немного размяться и почувствовать себя на время мальчиками и девочками. мы с вами выполним несколько упражнений.
Дыхательное упражнение для девочек “Лес шумит”: И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклон вправо – вдох. В и.п. – выдох. Наклон влево – вдох. В и.п. – выдох.

Общеразвивающие упражнения для девочек  (элементы ритмической гимнастики)
1. “Зеркало”. И.п.: - ноги слегка расставлены, руками обнять себя за плечи. 1 – руки в стороны, ладони вверх; 2 – руки вверх; 3 – согнуть руки в локтях на уровне поднятых предплечий, ладони перед глазами; 4 – и.п. 8 раз
2. “Движения плечами”. И.п. о.с., руки внизу, ладони слегка прижаты к бедрам. 1 – поднять правое плечо; 2 – и.п. 3-4 то же левым плечом 4 раза
3.“Наклоны”. И.п. – о.с., руки на поясе. 1 – отставить правую ногу в сторону на носок, наклониться вправо, левую руку закруглить над головой; 2 – и.п.; 3-4 то же влево. 4 раза
4. “Раскрытие”. И.п. – о.с., руки внизу. 1 – шаг в право, руки в стороны; 2 – обнять левую ногу, согнутую в колене, голову опустить; 3- руки в стороны, ногу опустить; 4 –и.п. То же влево.  8 раз
Дыхательное упражнение для мальчиков “Лесоруб” И.п.: ноги на ширине плеч, руки вверху, за головой. Пальцы сцеплены. Вдохнуть, быстро наклониться вперед, округлив спину. Мах руками между ног. Громкий мощный выдох. Плавно вернуться в и.п.
Общеразвивающие упражнения для мальчиков
1. "Замок". И.п. - о.с., руки вниз в замке. В.: поднять руки вверх, повернуть ладонями вверх, не размыкая рук; потянуться, опустить руки вниз.
2. "Кузнечик". И.п. - сидя на полу ноги вытянуты вперед. 1 - слегка приподнять корпус, одновременно сгибая ноги в коленях; 2 - и.п. (1-2 подхода по 5-8 раз).
3. "Подъемный кран". И.п.: сесть на пол, опираясь руками сзади, ноги вытянуть, между ступнями ног мяч или кегля. В.: захватить предмет ступнями, пальцами ног, подтянуть ноги к себе, положить предмет, выпрямить ноги; согнуть ноги, захватить ступнями, пальцами ног предмет, снова выпрямить ноги.

24 слайд. Мы продолжаем. Внедрение третьего условия предполагает индивидуальную помощь семье ребенка с учетом гендерных различий. новое направление взаимодействия с семьей требует создания при дошкольных организациях службы семьи, деятельность которой направлена на обеспечение двух согласованных процессов:

25 слайд. - Индивидуальное сопровождение ребенка с учетом типа семьи, в которой он растет;
- системное сопровождение, направленное на профилактику или коррекцию проблемы. характерной не для одного ребенка, а семьи в целом.

26 слайд. Индивидуальное сопровождение детей в образовательных организациях предполагает создание условий для выявлений потенциальной группы риска и гарантированную помощь тем детям, которые в ней нуждаются. Как правило, в таком сопровождении нуждаются семьи с больным ребенком; им предлагаются индивидуальные лечебно-оздоровительные программы с учетом состояния здоровья воспитанника, главным направлением которых являются профилактика заболеваний, укрепление и сохранение здоровья дошкольника. коллектив детского сада способствует созданию здоровье сберегающей среды в семье, в которой важное место занимают водные, воздушные, физические упражнения, физкультурно-оздоровительные процедуры, фито-терапия, семейные праздники здоровья и т.д.

27 слайд. Системное сопровождение семьи осуществляется в нескольких направлениях:
- проектирование новых форм образовательных услуг для семьи (совместные праздники, «социальная гостиная», школа индивидуального воспитания и развития, семейные кружки и студии по интересам). В которых нуждаются мальчики и девочки;
- создание профилактико-коррекционных программ, направленных на преодоление проблем, характерных для многих детей (плоскостопие, искривление позвоночника, психические расстройства и т.д.);
- разработка и реализация программ сопровождения семьи с учетом создания наиболее благоприятных условий для физического развития мальчиков и девочек (спортивные секции и кружки).

28 слайд. Представленные педагогические условия гендерно ориентированного сопровождения физического развития ребенка дошкольного возраста взаимодополняемы и взаимообусловленны, представляют систему организационных мер по формированию мужественности и женственности средствами физической культуры.
Спасибо за внимание.

В подготовке мастер-класса использованы материалы статьи А.А. Коузова "Педагогические условия гендерно ориентированного сопровождения физического развития ребенка дошкольного возраста"
Коузов, А.А. Педагогические условия гендерно ориентированного сопровождения физического развития ребенка дошкольного возраста / А.А. Коузов // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 10. - С. 109-113.