Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Условия обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра

Опубликовано 31.08.2017

Принципы построения образовательного процесса. Составил воспитатель: Кускова Н.В. 2017 год
Расстройства аутистического спектра в настоящее время рассматриваются как особый тип нарушения психического развития. У всех детей с РАС нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков.

Общими для них являются проблемы эмоционально-волевой сферы и трудности в общении, которые определяют их потребность в сохранении постоянства в окружающем мире и стереотипность собственного поведения.

У детей с РАС ограничены когнитивные  возможности, и прежде всего это трудности переключения с одного действия на другое, за которым стоит инертность нервных процессов , проявляющаяся в двигательной , речевой, интеллектуальной сферах. Наиболее трудно  преодолевается инертность в мыслительной сфере, что необходимо  учитывать при организации образовательной деятельности детей с РАС.

Для детей с РАС важна длительность и постоянство контактов с педагогом и тьютором.  Вследствие особенностей восприятия, обучение в среде  нормально развивающихся сверстников не является простым и лёгким процессом для аутичного ребёнка. Аутичному ребёнку , у которого часто наблюдаются отставание в развитии речи, низкая социальная мотивация, а также гипер- или гипочувствительность к отдельным раздражителям, сложно установить контакт со сверстниками без помощи взрослого, поэтому сопровождение его тьютором может стать основным , если не самым необходимым компонентам, который приведёт к успеху в процессе социализации.

К особым образовательным потребностям детей с нарушениями аутистического спектра ( по О.С. Никольской) относятся потребности:

- в периоде индивидуализированной подготовки к обучению;
- в индивидуально дозированном введении в ситуацию обучения в группе детей;
- в специальной работе педагога по установлению и развитию эмоционального контакта с ребёнком, позволяющего оказать ему помощь в осмыслении происходящего, соотнесении общего темпа группы с индивидуальным;
- в создании условий обучения, обеспечивающих сенсорный и эмоциональный комфорт ребёнка;
- в дозировании введения в жизнь ребёнка новизны и трудностей;
- в дозированной подачи новой информации с учётом темпа и работоспособности ребёнка;
- в чётком соблюдении режима дня, представленного в виде символов и циклограмм ( в зрительном доступе ребёнка), и упорядоченной предметно-пространственной образовательной среде;
- в специальной отработке форм адекватного поведения ребёнка, навыков коммуникации и взаимодействия с взрослым;
- в сопровождении тьютора при наличии поведенческих нарушений;
- в создании адаптированной образовательной программы;
- в постоянной помощи ребёнку в осмыслении усваиваемых знаний и умений;
- в проведении индивидуальных и групповых занятий с психологом, при необходимости с дефектологом и логопедом;
- в организации занятий, способствующих формированию представлений об окружающем мире, обработке средств коммуникации и социально-бытовых навыков;
- в психологическом сопровождении, оптимизирующем взаимодействие ребёнка с педагогом и детьми;
- в психологическом сопровождении, отлаживающем взаимодействие семьи и образовательной организации и с родителями нормально-развивающихся детей;
- в индивидуально дозированном и постепенном расширеннии образовательного пространства ребёнка за пределы образовательной организации.

Построение образовательного процесса  в Организации, которое  реализует инклюзивную практику, диктует необходимость создания структурно-функциональной модели, спроектированной на основе интеграции системного, компетентностного и дифференцированного подходов, ориентирующих педагогов на овладение воспитанниками социальными, здоровьесберегающими, коммуникативными, деятельностными, информационными компетенциями.

Организация инклюзивной практики строится на следующих принципах:
- принцип индивидуального подхода предполагает всестороннее изучение воспитанников и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учётом выявленных особенностей ( выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учётом  индивидуальных образовательных  потребностей каждого ребёнка);
- принцип поддержки самостоятельной активности ребёнка                                (индивидуализации). Важным условием успешности инклюзивного образования является обеспечение условий для самостоятельной активности ребёнка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности, которая является субъектом своего развития , а не пассивным потребителем социальных услуг;
- принцип социального взаимодействия предполагает создание условий для понимания и принятия друг другом всех участников образовательного процесса с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе. Инклюзия- это активное включение детей, родителей и специалистов в совместную деятельность как учебную, так и социальную для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума;
- принцип междисциплинарного подхода. Разнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного , междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения. Специалисты (воспитатель, логопед, социальный педагог, психолог, дефектолог при участии старшего воспитателя),работающие в группе, регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребёнка, так и на группу в целом;
- принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания. Включение в инклюзивную группу детей с различными особенностями в развитии предполагает наличие вариативной развивающей среды, т.е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, безбаръерной среды;
- принцип партнёрского взаимодействия с семьёй. Усилия педагогов будут эффективные, только если они поддержаны родителями, соответствуют потребностям семьи. Задача специалистов - установить доверительные партнёрские отношения с семьёй воспитанника, внимательно относиться к запросу родителей. Что на их взгляд, сейчас важно  и нужно их ребёнку, договорится о совместных действиях, направленных на поддержку ребёнка;
- принцип динамического развития образовательной модели детского сада.
Модель детского сада может изменяться, включая новые структурные подразделения, специалистов, развивающие методы и средства.

Основная цель образовательного учреждения в процессе становления инклюзивной практики - обеспечение условий для совместного воспитания и образования нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ.