Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Чтение сказки «Цветик-семицветик» В. Катаева

Опубликовано 13.02.2017

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе.

Цель: подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки, оценке поступков и характера главной героини
Программные задачи. Образовательные:
– продолжать формировать  у  детей  способность  к  восприятию  литературных  произведений, умению   выделять главную мысль;
– формировать умение подбирать наиболее подходящие по смыслу образные слова и выражения;

– побуждать к активному участию в беседе по заданной теме;развивать  диалогическую  и  монологическую  речь.
– продолжать упражнять детей в умении «оживлять отрывок из сказки»;
– формировать умение в речи передавать свои впечатления, своё отношение к героине сказки.
Развивающие:
– развивать речевое внимание (внимательно слушать сказку);
– развивать любознательность, память и мышление.
Воспитательные:
– воспитывать умение слушать друг друга;
– воспитывать интерес к книге;  
– воспитывать познавательную активность.
Оборудование: магнитная доска, модель волшебного цветка, портрет В. Катаева, иллюстрации к сказке «Цветик-семицветик», интерактивная доска, картинки из сказок: «Гуси – лебеди», «Цветик-семицветик».
Предварительная работа:
чтение сказки «Цветик-семицветик»;
– заучивание слов из сказки «Лети, лети, лепесток»;
– беседа «Заветное желание».  
Образовательные технологии:
– продуктивное чтение;
– моделирование;   

                                           Ход   ООД

I Мотивационный этап
– Давайте улыбнёмся друг другу.  Я рада видеть ваши лица, улыбки.  Ребята, а вы хотите поиграть в игру «Я начну, а вы продолжите…».
Дети стоят полукругом на ковре. На магнитной доске: портрет – В. Катаева; рисунок – девочка Женя; рисунок – «Цветик-семицветик».
1. Дидактическая игра «Я начну, а вы продолжите…»
– Я буду начинать, а тот, на кого укажу, продолжит. Знакомы   вам эти слова:
 Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели!
– Кто говорил эти волшебные слова?
Предполагаемый ответ детей: Девочка Женя.
– Из какой сказки?  
Предполагаемый ответ детей: «Цветик – семицветик».
– Кто написал эту сказку?  
Предполагаемый ответ детей: В. Катаев, показ портрета писателя.
Дети переходят во вторую зону.
II Основная часть
1 Двигательное упражнение «Мы гуляем»
– Повторяйте за мной:
Мы гуляем по дорожкам,
Мы гуляем по тропинкам.
По дорожке шли
И цветок нашли.
Дети садятся на стулья.
2. Работа с моделью волшебного цветка
На мольберте «Цветик-семицветик» с недостающими лепестками.
1 лепесток –
2 лепесток –
3 лепесток –
4 лепесток –
5 лепесток – оранжевый,
6 лепесток – фиолетовый,
7 лепесток – голубой.
– Что произошло с волшебным цветком?  
– Каких лепестков не хватает?  
Предполагаемые ответы детей: Желтого, красного, синего, зеленого.
– Куда исчезли лепестки?  
Предполагаемый ответ детей: Исполняли желания Жени.
На столе лежат картинки из сказки «Цветик- семицветик».
– Ребята, а давайте вспомним цвет лепестка и желание девочки.  
Предполагаемые ответы детей: Желтый – Вели, чтобы я была дома с баранками!
Красный – Вели, чтобы мамина любимая вазочка сделалась целая!
Синий – Вели, чтобы   я сейчас же была на Северном полюсе!
Зеленый – Вели, чтобы я сейчас же очутилась опять на нашем дворе!
3. Затруднение в игровой ситуации
«Сказочные лабиринты игры» (ТРИЗ)
– Ребята, а вы хотите, чтобы Цветик-семицветик исполнил   ваше желание?
– Хорошо, он исполнит ваше желание с тем условием, что вы попадете на необитаемый остров и будете там одни. Воспользуетесь ли вы желанием?
– Как вы выберетесь с необитаемого острова, если вам надоест быть одному?  
4. Двигательное упражнение «Побежали»
– Давайте с вами немного подвигаемся.
Побежали, побежали,
Только ножки замелькали.
Через лес ведет тропинка –
Вот березка, вот рябинка.
На полянку прибежали
И там весело скакали.
Остановка на сигнал «удар бубна». Дети садятся на стульчики.
– Ребята, хотите ли вы, узнать какие желания исполнил для Жени волшебный цветок «Цветик – семицветик»?
– Нас сказка в мир волшебный приглашает, чтоб чудесами деток удивить и позабавить, и чему- то научить.  
5. Чтение нового текста с остановками    
Главные приемы чтения этого текста – совместное проговаривание и договаривание.
– Оторвала оранжевый лепесток, кинула и сказала:...
Предполагаемый ответ детей: Лети, лети…..  
– Женя по лестнице...
Предполагаемый ответ детей: Игрушки за ней.
– Женя на балкон...
Предполагаемый ответ детей: Игрушки за ней.
– Женя на чердак...
Предполагаемый ответ детей: Игрушки за ней.
– Оторвала фиолетовый лепесток и сказала:...
Предполагаемый ответ детей: Лети, лети…
– Оторвала последний лепесток – голубой...
Предполагаемый ответ детей: И запела тонким голоском, дрожащим от счастья: Лети, лети…
6. Беседа о прочитанном
– Какое из желаний девочки было самым лучшим?  
Предполагаемый ответ детей: Исцеление больного мальчика.
– Почему исполнение остальных желаний не принесло Жене большой радости?
7. Воспроизведение нового в типовой ситуации
На мольберте картинка: девочка Женя в окружении игрушек.
– Давайте, попробуем «оживить» героев сказки.
На столе маски и игрушки. Звучит музыка. «Оживление» картинки.
8. Повторение и развивающие задания
Дети занимают места за столами. На мольберте: картинка – девочка в русском народном сарафане; картинка – девочка в детском платье.
– Подумайте, в каких сказках мы познакомились с этими девочками?
Предполагаемый ответ детей: «Цветик-семицветик» и «Гуси – лебеди»
– Девочки на первый взгляд разные, но я вам скажу по секрету, что они между собой чем-то похожи.  Хотите узнать?  Для этого нам нужно сравнить девочек и их поведение.
На столах лежат картинки  с  изображением  сюжетов  из сказок.
Предполагаемые ответы детей: Девочки капризны: одна – не хочу, другая – хочу!
Путешествие: Гуси – лебеди, собака.
Помощник: ёжик, волшебный цветок.
Поступок: спасение брата, исцеление мальчика Вити.
 Прогнозирование темы будущего чтения
На интерактивной доске: рисунок девочки из сказки «Айога».
– В следующий раз мы прочитаем сказку «Айога» и узнаем много интересного и поучительного.
III Рефлексия
– Почему важно делать добро?
– Какие добрые поступки вы можете совершить сами, не надеясь на волшебство?  (быть добрыми, честными и внимательным к окружающим)
– Я желаю вам быть всегда добрыми и отзывчивыми, внимательными и честными, чтобы   Цветику-семицветику не приходилось исправлять ваши ошибки. Ведь   волшебство бывает только в сказках!