Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Картотека игр и игровых упражнений, направленных на развитие творческих способностей детей

Опубликовано 03.10.2017

Работа с детьми по сочинению сказок должна носить сначала коллективный характер, потом подгрупповой, затем дети составляют текст вдвоем или втроем. Далее ребенок сам сочиняет сказку по определенной модели.

«Назови героя»
Цель: учить детей объединять героев по заданному признаку.
Ход игры: воспитатель называет какой-либо образ, а дети должны найти конкретных героев из других сказок (девочки герои - сказок: Василиса Прекрасная, Красная Шапочка, и т.д.)

«Действия героя»
Цель: учить детей перечислять все возможные действия какого-либо сказочного героя. Учить детей проводить аналогии в действиях героев разных сказок.
Ход игры: воспитатель предлагает героя из сказки: коза из сказки «Волк и семеро козлят».
Условие: говорить только глаголами. (Жила-была, ходила, наказывала, пела и т.д.) Далее воспитатель предлагает вспомнить героев, которые выполняли бы эти же действия в других сказках.

«Сказочные слова»
Цель: учить детей перечислять разные варианты слов и словосочетаний по заданному признаку.
Ход игры: воспитатель предлагает детям вспомнить и сказать все заклинания, которые они знают в сказках («Сим-сим, открой дверь», «Сивка-бурка, вещая каурка…» и т.д.) затем перечислить все слова, с которых начинается сказка («Однажды в некотором царстве», «в стародавние времена…» и т.д.)

«Закончи сказку»
Цель: придумать по данному началу для сказки концовку, развивать умения логически завершать какой-либо рассказ, умения осмыслять воспринимаемое и правильно заканчивать мысль, активизировать словарный запас.
Ход игры: воспитатель предлагает ребенку простейший сюжет из нескольких предложений. «Пошел как-то мальчик Степа в лес за грибами. Встретил Степа в лесу белку – та помахала ему пушистым хвостом и ускакала по веткам деревьев. Попался ему и заяц, да только зайчишка-трусишка сразу спрятался в кустах - испугался. Много грибов Степа насобирал, земляники наелся. Так ходил он по лесу, ходил, да и забрел в совершенно незнакомое ему место. Сначала мальчик чуть-чуть испугался, но потом вспомнил, что он очень смелый (иначе как бы он один в лес пошел?) и стал осматриваться. Смотрит Степа по сторонам, чтобы понять, где он очутился, и вдруг видит …».
В дальнейшем нужно следить за тем, как ребенок в самостоятельной творческой деятельности применяет усвоенные слова и выражения.
В процессе сочинения сказки следует поддерживать инициативу малыша, стимулировать проявления фантазии, следить, насколько верно ребенок понимает ваши задания и наводящие вопросы.

 «Из какой сказки герой»
Цель: учить детей по внешнему виду отгадывать героев сказок; дать возможность вспомнить название сказки.
Ход игры: воспитатель показывает какой-либо образ, а дети должны вспомнить конкретных героев и назвать сказку. Можно провести небольшую беседу по содержанию сказки, вспомнить других героев этой сказки.

«Узнай сказочный транспорт»
Цель: учить детей по нарисованной художником картинке отгадывать сказочный транспорт, вспомнить героев сказок, кому принадлежал этот вид транспорта, вспомнить название сказки.
Ход игры: воспитатель показывает какой-либо вид сказочного транспорта, а дети должны вспомнить и назвать вид сказочного транспорта, а также назвать сказку и героев. Можно провести небольшую беседу по содержанию сказки, вспомнить других героев этой сказки.

«Сказочные разбойники»
Цель: учить детей по внешнему виду отгадывать героев сказок; дать возможность вспомнить название сказки.
Ход игры: воспитатель показывает какой-либо образ, а дети должны вспомнить конкретных героев и назвать сказку. Можно провести небольшую беседу по содержанию сказки, вспомнить других героев этой сказки.

         «Сказка наизнанку»
(на  основе  книги  « Грамматика  фантазии»  Джанни Родари)
Цель: развивать творческое воображение, вызвать желание придумать сказку «наоборот»; обогащать словарный запас детей за счёт употребления сравнительных оборотов.
Оборудование: карты, фломастеры, цветные карандаши.                                      
Ход игры: воспитатель предлагает вспомнить хорошо знакомую сказку и поменять характер героев. Положительный на отрицательный и наоборот.
Дети рассказывают, как изменяются герои, их характер, поступки, каким станет сюжет сказки.
Например: Красная Шапочка, злая, а волк добрый. Колобок предлагает каждому герою стать его начинкой, т е. Колобок съедает всех по очереди.

«Салат из сказок»
(на основе книги « Грамматика фантазии» Джанни  Родари)
          Цель:  Развитие  творческих  способностей, креативности  мышления.
Игра  заключается  в  произвольном  объединении  хорошо  знакомых    сказок  и  изменении  в  связи  с  этим  сюжета. Например:  Красная  шапочка  встречает  в лесу  Мальчика -с- пальчик...и  т.д.

   Упражнение «Чёрный ящик»
Цель: учить детей решать одну «задачу»: найти секрет « чёрного ящика» при помощи минимального числа вопросов, развивать логическое мышление, память, внимание.  
Оборудование: «чёрный ящик», предметы, детские музыкальные инструменты, игрушки (пластмассовые, деревянные, мягкие).                             
Ход упражнения: воспитатель предлагает открыть секрет «чёрного ящика» с помощью вопросов.
Например: В чёрном ящике игрушка.
Вопросы: Живой или неживой объект?
Твёрдый или мягкий?
Металлический, деревянный...? и т. д.
Волшебный  или  нет? Из  сказки  или  потешки?

«Сказка - калька»
 (на  основе  книги  « Грамматика  фантазии»  Джанни  Родари)
Цель: продолжать учить детей составлять модель сказки, по модели сочинять новую, полностью изменённую или с различными степенями; развивать творческое воображение, желание придумывать сказку, используя символы.
Оборудование: карты, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки.
Ход игры: в этой игре мы составляем с детьми  модель сказки и дальше по этой модели сочиняем новую, с различными степенями узнаваемости или полностью изменённую.
Берётся популярная, хорошо знакомая сказка и сводится к голой схеме, сюжетным линиям.
Можно использовать цветовые или геометрические обозначения. Всё придуманное детьми запоминается гораздо лучше и вызывает чувство гордости за своё творчество.
В старших и подготовительных группах дети любят буквенные обозначения, но каждую букву украшают каким-либо элементом, характеризующим этого героя.
По составленной модели сказки сочиняется своя совершенно новая сказка, герои которой могут быть самыми разнообразными: кто-то из героев остаётся, появляются новые герои и т.д.
Можно составлять сказку про любимую игрушку, про себя, про товарища. Главное стараться следовать сюжетным линиям, придумать «весёлый конец».

«Вспоминаем сказки»
Цели:
– прививать детям любовь к устному народному творчеству;
– активизировать знания детей о русских народных сказка;
– учить узнавать сказку по прочитанному эпизоду.
Ход игры: воспитатель: «Однажды все книжки решили над ребятами подшутить и перепутались страницами. А потом не смогли вернуться в свои сказки. Срочно нужна ваша помощь. Я буду читать вам отрывки из сказок, а вы скажите мне, из какой сказки был прочитан отрывок. Если правильно ответим, то все сказки восстановятся.
Воспитатель читает отрывки сказок, выставляет книжки на доске.

  «Помоги герою найти свою сказку»
Цели:
– прививать детям любовь к устному народному творчеству;
– активизировать знания детей о русских народных сказках;
– учить вспоминать героев сказок, их имена, характеры, внешний вид.
Ход игры: воспитатель: Ох, беда! Герои сказок выпали из книжек и потерялись! Помогите им попасть в свои сказки.
Дети узнают героев сказок, называют и кратко описывают их, находят книжку, в которой они живут. Герои «поселяются» в свои сказки. Выигрывает команда, угадавшая большее число героев.

   «По порядку становись!»
Цели:
– прививать детям любовь к устному народному творчеству;
– активизировать знания детей о русских народных сказках;
– вспоминать порядок появления героев в сказках.
Ход игры: воспитатель: Ребята, герои сказок «Репка», «Теремок» забыли свои места. Помогите им правильно встать на своё место.
Командам раздаются медали с изображением героев сказок «Репка»,«Теремок»
Дети надевают медали. По команде выстраиваются в ряд в последовательности появления героев в сказке. Выигрывает команда, быстрее и правильнее построившаяся.

 «В чём ошибся художник?»
Цели:
– прививать детям любовь к устному народному творчеству;
– активизировать знания детей о русских народных сказках;
– учить находить нелепицы в картинках.
Ход игры: воспитатель: Посмотрите, ребята, что творилось в сказочном мире, пока мы с вами не взялись за дело! (Вывешивает на доску картину нелепиц по русским народным сказкам). Посмотрите на картину и расскажите, что неправильно нарисовано. Побеждает команда, назвавшая больше другой нелепиц.